Даже разговоры президентов стран записываются, что уж говорить о простых смертных в обычных офисах корпоративных структур. Аудио и видеозапись, прослушка в офисе – обычное явление в большинстве офисов. Разберемся, кто, в каком случае и каким образом может подслушивать разговоры в офисе с помощью скрытых устройств и в каком случае можно говорить о прослушке в офисе, организованной шпионами.
Можно ли наблюдать за персоналом
Каждый руководитель выбирает свой способ наблюдать за сотрудниками и контролировать их работу. Но есть нюансы. Сотрудники должны знать о том, что за ними наблюдают: в судебной практике есть случаи, когда сотруднику удалось доказать незаконность тайного сбора информации руководством компании даже на рабочем месте.
Правила ведения наблюдения в офисе:
— У руководителя должны быть серьезные основания для установки камер в офисе.
— Камеры не могут быть установлены в местах, где это будет расценено как нарушение неприкосновенности частной жизни, например, в санузлах.
— В трудовом договоре или в ином документе должно быть предупреждение сотрудника о возможном видеонаблюдении. В таком документе должна быть подпись сотрудника.
Это нетрудно сделать при найме новых сотрудников, но как быть, если официальная прослушка в офисе появилась позже, когда там уже трудились работники? В таких случаях составляется дополнительное соглашение к трудовому договору, которое сотрудник может подписать либо отказаться, в случае отказа законодательство позволяет работодателю уволить такого сотрудника.
Даже при согласии сотрудника руководство не имеет права вести видеонаблюдение не для рабочих целей.
Даже если при подписании трудового договора руководству удалось получить у сотрудников согласие на слежение в офисе, никто из руководителей или ответственных не имеет права распространять полученные записи или передавать их третьим лицам без согласия тех, кто на записях присутствует.
>>> ЗАКАЗАТЬ ПОИСК ЖУЧКОВ В ОФИСЕ <<<
Что записывать, картинку или звук?
Причины ведения записи могут быть разными. Чаще всего запись ведется для присмотра за дорогостоящим оборудованием и другими ценностями. Еще одна причина ведения записи – контроль загруженности сотрудников для повышения эффективности их работы, использования в системе мотивации или поиска путей вовлеченности. Но есть еще другие задачи, интересные службе безопасности, и связаны они с записью не только картинки, но и звука. Очень часто прослушка в офисе, установленная «своими», призвана мониторить безопасность бизнеса и лояльность сотрудников – их отношение к руководству и к компании.
Это не простое любопытство: снижение лояльности может привести к передаче интересов компании недоброжелателям, что снижает безопасность всего бизнеса. Еще используются записи разговоров при конфликтах: прослушав, можно разобраться, кто что сказал, кто прав, кто виноват. Кроме того, важно наблюдать за моральным здоровьем коллектива, предупреждать буллинг, сталкинг. И, наконец, бывает важно записывать общение сотрудников с клиентами и представителями других компаний – партнерами, конкурентами.
Открытое информирование о записи помогает сотрудникам следить за своим поведением, более профессионально общаться друг с другом и с клиентами, но многим прослушка в офисе может показаться вмешательством в личную жизнь. Чаще всего запись ведется относительно скрыто, используя направленные микрофоны в IP-камерах. Запись звука должна быть согласована локальными нормативными документами и отображена в трудовом договоре, который подписывает сотрудник.
Обычно никто не прослушивает все разговоры, к ним обращаются в случае серьезных инцидентов. Рабочее место и рабочий телефон по закону находятся под охраной службы безопасности компании, поэтому прослушка в целях безопасности законна.
Почему прослушивают боссов
По причине безопасности слушают не только простых сотрудников, но и боссов, особенно их переговоры с клиентами. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ такое прослушивание в рамках охраны службой безопасности возможно и законно. При этом должны соблюдаться изложенные выше условия: согласие, неразглашение, соответствие цели.
Кто инициирует прослушку в офисе
«Прослушкой» называют тайное слежение. Оно может быть инициировано:
— Руководством по отношению к подчиненным для отслеживания использования рабочего времени. С их согласия.
— Службой безопасности компании по отношению к подчиненным и руководству. С их согласия.
— Недоброжелателями по отношению к руководству и сотрудникам, включая места, где запись неэтична и запрещена. Без согласия представителей компании и втайне от них.
Ясно, что только последний пункт опасен. Первые же варианты обычно и служат для того, чтобы не допустить шпионской прослушки в офисе. Как это связано? Дело в том, что чаще всего прослушку устанавливают недоброжелатели в сговоре с сотрудниками. Кроме того, мало кто решится тайно разбрасывать по офису жучки, если офис под контролем службы безопасности и в помещениях установлено видеонаблюдение.
Если в трудовых договорах есть информация о записи звука и голоса, офис может контролировать своих сотрудников в разговорах по телефону, наблюдать за сотрудниками по видеонаблюдению и вести прослушивание. Это все легально.
Чего хотят шпионы
Если работодатель, устанавливая прослушку в офисе, хочет обеспечить персоналу физическую, пожарную и санитарную безопасность, защиту материальных ценностей, защиту собственности сотрудников от посягательств, возможность более просто решать конфликтные ситуации, то шпион хочет наживы или вреда компании, обычно тоже ради наживы.
Злоумышленника, устанавливающего прослушку в офисе, может интересовать:
— Обогащение – тогда он будет интересоваться, где находятся ценности.
— Вознаграждение при работе на конкурента – тогда он будет охотиться на компромат или производственные и маркетинговые секреты компании.
— Личная выгода – тогда он будет искать информацию, важную лично для него: критерии оценки при подборе подрядчика, потенциальный кандидат на определенную должность, конфиденциальная информация о клиенте.
Иногда злоумышленником, установившим прослушку в офисе, движет месть или другие личные мотивы по отношению к компании или кому-то из ее сотрудников, но это уже вопросы психологического равновесия человека и психического здоровья, которые лежат в поле зрения других специалистов. Если развить тему дальше, то жучок может установить и сотрудник компании для собственных целей.
Как найти прослушку в офисе, если ведется офисное наблюдение
Если в офисе работает служба безопасности, она прежде всего должна услышать о любых подозрениях и принять меры. Однако бывают разные обстоятельства, к примеру, прослушку в офисе могли установить еще до начала работы службы безопасности, и офис был не проверен на наличие прослушки. Так жучок может продолжать «жить» в офисе со времен ремонта, оставаясь под контролем конкурентов долгое время.
Представьте себе: имея прослушку, конкурент или другой злоумышленник может быть в курсе и того, что происходит в офисе, и того, как работает в офисе служба безопасности, используя информацию в своих недобрых целях. Если недоброжелатель искусен, компания годами не будет догадываться о постоянной утечке данных, потихоньку теряя преимущества на рынке или другие ценности.
Выводы напрашиваются сами: нужно периодически проверять офис на прослушку, независимо от наличия службы безопасности, искать прослушку в офисе после ремонта, посещения проверяющих лиц, случая оставленного без присмотра помещения.
Стоит поискать прослушку в офисе и перед созданием в компании службы безопасности или наймом профессиональной команды.
Никакой самодеятельности
Все вопросы, связанные с безопасностью, а вопрос прослушки именно такой, следует сначала обсуждать со службой безопасности. В офисе, где работает такая служба и установлено наблюдение, не стоит начинать искать жучки самостоятельно. Никакой самодеятельности!
Только руководство принимает решение о поиске прослушки в офисе, о приглашении команды, профессионально занимающейся поиском прослушки.
Задача каждого сотрудника сообщить службе безопасности или руководству о подозрениях относительно прослушки.
Как предотвратить шпионскую прослушку в офисе
Работа службы безопасности в офисе, в том числе установка камер и прослушки – это один из путей предотвращения любых угроз безопасности, включая угрозы от шпионских прослушек в офисе.
Кроме того, руководству следует внимательнее относиться к сотрудникам компании и заботиться о повышении лояльности. Как мы уже писали выше, самыми частыми остаются случаи, когда в установке прослушки участвовали сами сотрудники компании.
Выше мы также упоминали о случаях личной обиды и стремления отомстить, но причиной бывает и недовольство заработной платой, желание «заработать» на вознаграждении от злоумышленников.
Бывает и банальная рассеянность сотрудников вместе с недосмотром службы безопасности. К примеру, без присмотра остаются кабинеты, если не в разгар рабочего дня, то вечером во время уборки.
Встречается вариант прослушки не в офисе, но с той же целью – слежка за важным представителем компании, который, хоть и подписывался под документом о неразглашении, но любит поговорить о работе вне офиса. Он делится подробностями в кругу личных знакомых, с родственниками, с приятелями. Такой руководитель может «подарить» злоумышленнику всю важную информацию даже без необходимости проникать в офис для установки прослушки. Есть много способов проверить компанию и на наличие таких разговорчивых сотрудников, однако, чтобы рассматривать все эти варианты, нужно сначала убедиться, что в офисе прослушки нет. Для этого обращайтесь к профессионалам. Если актуально для вас – нажимайте на ссылку Проверка на прослушку.
Таким образом, делаем вывод: в офисе прослушка может устанавливаться абсолютно законно службой безопасности, но каждый сотрудник должен дать согласие на это; шпионы, обычно «вербуя» персонал, могут установить прослушку в офисе даже при существовании в компании службы безопасности; шпионскую прослушку в условиях официального слежения за офисом сможет найти только профессиональная команда.
>>> ЗАКАЗАТЬ ПОИСК ЖУЧКОВ В ОФИСЕ <<<